Итоги пресс-клуба «Неформат»: как трактовать «Закон о рекламе»

24.04.2017

Итоги пресс-клуба «Неформат»: как трактовать «Закон о рекламе»

20 апреля состоялось очередное заседание пресс-клуба «Неформат», который традиционно проводит ГК «ТИС» и еженедельник «Квартирный вопрос». Темой встречи стали нарушения «Закона о рекламе» при продвижении объектов долевого строительства. Разговор получился острым и интересным.

Несомненно, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Эти требования прописаны в статье 5 «Закона о рекламе». Казалось бы, если применить это правило к новостройкам, ничего сложного: говори правдиво о том, где расположен дом, из чего он построен, сколько стоит в нем квартира, и все…  Но предложений на рынке готового и строящегося жилья только в Тюмени по состоянию на 1 апреля – более 33 тысяч. А это значит, что любое сообщение о новом объекте рискует затеряться в общей массе и не дойти до потенциального потребителя. И это заставляет застройщиков делать рекламу яркой, броской, выделяющейся, балансируя на грани допустимого.

Еще нужно  учесть, что ряд требований закона сильно «размыт», а получить комментарий от контролирующих органов, как именно трактовать норму – невозможно. Точнее, невозможно в УФАС по Тюменской области. Как пояснила  Наталья Шишова, заместитель начальника отдела по контролю за соблюдением законодательства управления Федеральной антимонопольной службы России по Тюменской области, их ведомство – орган контролирующий, а не консультирующий, и регламент работы прямо запрещает им комментировать правильность той или иной рекламы. За разъяснениями нужно обращаться в ФАС России. При этом штрафы за несоблюдение рекламных норм для застройщиков составляют от 100 000 до 500 000 рублей. Цена нарушений в рекламе банковских кредитов намного выше – от 300 000 до 800 000 рублей. И именно банки чаще всего в 2016 году попадали под штрафные санкции УФАС.

Объяснила Наталья Шишова и на то, по какому принципу их ведомство решает, кого сразу штрафовать, а кто может отделаться предупреждением.  В июле прошлого года в КоАП РФ была внесена статья 4.1.1, которая позволяет заменить административное наказание в виде штрафа предупреждением. Но это относится только к субъектам малого предпринимательства и среднего предпринимательства, совершившим правонарушение впервые. Правда, Наталья Николаевна призналась, что в ее практике даже для крупных девелоперов ни разу не было решения о штрафе свыше ста тысяч, УФАС обычно этой суммой и ограничивается. А еще тенденция такова, что компании, которые однажды попали в поле зрения контролирующего органа, других  нарушений  обычно не допускают, поскольку внимательнее относятся к своей рекламе.

Самым частым нарушением в рекламе у застройщиков спикер назвала неправильное указание сведений о процентной ставке, когда речь идет о покупке в ипотеку. «В 100% случаев сама ставка написана огромным шрифтом, а остальные условия по кредиту даны так мелко, что потребитель не в состоянии их прочитать, - отметила Наталья Шишова. - Второе по частоте нарушение - это когда застройщик не указывает всю существенную информацию о кредите. Если вы пишите в рекламе слово «ипотека», то автоматически должны добавить, что услуга предоставляется банками-партнерами. Отдельно хочу предостеречь от использования формулировки «и т.д.»  Эта фраза автоматически ведет к нарушению части 1 статьи 28 «Закона о рекламе». Все предельно просто: либо указывайте все максимально  полно и наглядно, либо не давайте рекламу совсем. Лавировать не получится».

Кроме того, выяснилось, что ФАС считает правонарушением и те случаи, когда в рекламном сообщении дана только часть информации, а далее идет ссылка на другую страницу этого же сайта или портал банка-партнера. «Информация должна быть изложена здесь и сейчас», - однозначно высказалась спикер.

В презентациях, выложенных ниже, вы найдете разбор конкретных штрафных ситуаций и обзор новых норм в «Законе о рекламе».

-------------

Скачать презентацию УФАС.

Презентация "Разбор штрафных ситуаций".

Есть вопросы?
Задайте их специалисту

Татьяна Палецких, директор по продажам ГК «ТИС»

+7 3452 56-10-56

Задать вопрос